Новая реплика в старом споре

Свои взаимоотношения театр и кинематограф выясняют издавна. Была пора, когда люди театра отзывались о незаконнорожденном отпрыске искусства и техники надменно, а то и брезгливо. Потом наступили иные времена: мастера молодого искусства кино, завоевавшего весь мир, предрекали театру скорую кончину. Они говорили, что все мыслимые и немыслимые возможности сцены доступны экрану, а доступное экрану неосуществимо на сцене. Их аргументы казались неотразимыми. Но, как ни странно, реальность воспротивилась железным доводам логики. Вместо того, чтобы покорно отправиться на кладбище, театр внезапно обнаружил воспрянувшую волю к жизни. Вечный «Ванька-встанька», он заплясал именно тогда, когда мрачные басы реквиема загремели особенно грозно.


И вдруг обозначилась совсем новая ситуация. Ее характерные приметы у всех на виду: кинематографисты Ингмар Бергман, Лукино Висконти, Анджей Вайда увлеченно работают в театре, спектакли известнейших театральных режиссеров превращаются в кинофильмы. Телевидение, которое бесцеремонно ввязалось в старый спор, вообще спутало все карты и вовлекло в свою сферу мастеров театра и кино, не желая замечать никакой разницы между ними. Советскому ТВ, например, равно привлекательны Сергей Герасимов и Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос и Эльдар Рязанов и т. д.


Для этой нынешней ситуации симптоматично, в частности, возникновение кинофильмов, чьи авторы вглядываются в театр, в его природу и его историю с напряженным вниманием. Чувствуется, им важно понять, откуда берется, на чем основывается странная способность театра обновляться и молодеть вопреки смертным приговорам, которые снова и снова выносятся ему, как только неуклонно развивающаяся техника делает новый, стремительный и, казалось бы, действительно роковой для театра шаг вперед.


В театре идут репетиции, пробуют свои силы молодые артисты, новый главный режиссер Олег Ефремов пытается вывести из таинственных недр огромной труппы на передний край сцены самых талантливых — и старых и молодых, — старается вернуть театру его прежнюю миссию властителя дум широкой аудитории. Процесс этот трудный, предсказать, как будет он развиваться, практически невозможно, и авторы фильма вовсе не хотят становиться в позу пророков. Финал картины знаменательно совпадает с кадрами финала чеховских «Трех сестер», и словно бы в ответ на взволнованные слова Ольги Прозоровой: «Если бы знать, гели бы знать!» — раздается хмурая, озабоченная реплика Олега Ефремова: «Надо работать!»


Создатели фильма заслуживают благодарности прежде всего за честность повествования, в котором привычные восторженно-юбилейные нотки почти вовсе не слышны. Картина правдивая и потому вопросительная. Она заставляет думать о судьбах всего нашего искусства. Она напоминает: старый спор между театром и кино продолжается, и конца ему, к счастью, не видно. Играть в игровом зале онлайн казино Адмирал - просто и прибыльно! Лучшие игровые автоматы, рулетки, карточные игры сделают вас богаче. Зайдите и убедитесь сами http://noginsk-uszn.ru/igrovye-avtomaty-admiral-777.html . Казино Адмирал – площадка, где можно весело проводить время, играя бесплатно или на реальные деньги. Наш онлайн-клуб работает по лицензии, а значит, соблюдает закон.

ЗАО "УЗЦМ " ©2005-2006
Связаться с вебмастером