Публика в консерватории была больше ученическая

Правда, повторяющаяся ситуация перестает казаться необычной. А к комментариям Геннадия Рождественского начинают привыкать. Не подлежит сомнению, однако, что эксперимент Геннадия Рождественского — так будет уместно назвать эту сторону его деятельности — заслуживает подробного рассмотрения.

Одно из первых, а может, это было и первое непосредственное обращение Геннадия Рождественского к публике, произошло в Большом зале консерватории. Концерт не был филармоническим, аудиторию составляли, в основном, студенты. Исполнялись сочинения Моцарта и Стравинского, никогда или почти никогда не исполнявшиеся прежде ни в концертах, ни по радио. Не считая этого обстоятельства, хотя и его не назовешь чрезвычайным, какой-либо формальный повод для выступления перед публикой отсутствовал. Очевидно, никакой нужды в таком поводе дирижер и не испытывал. Разговор с самого начала носил подчеркнуто неформальный характер. Теперь уже эта манера достаточно хорошо знакома любителям музыки. Ничего похожего на размеренные, холодновато-поучительные интонации лектора-музы-коведа. Или на торжественно-цветистые юбилейные периоды. Именно эти два рода устных выступлений в концертном зале наиболее привычны. То, что говорил Геннадий Рождественский, и в не меньшей степени то, как он говорил, было настолько ново, что переполненный зал буквально замер в напряженном, каком-то истовом внимании.

Это был свободный, раскованный, доверительный, деловой и горячий разговор, какой ведет равный с равным, причем равенство это угадывалось, а не подчеркивалось — естественный демократизм высококультурного человека, а не вежливая снисходительность профессионала по отношению к дилетантам. Не снисходил дирижер, не старался опуститься до уровня аудитории, но, напротив, аудиторию поднимал до своего уровня, уповая именно на заразительность чувства, настроения, способного передаться от одного любителя музыки другим. Во всем блеске эрудиции, тонкости профессионального понимания это был в том числе, а может, и по преимуществу человек, одержимый музыкой. Именно в этом качестве он и выступал перед публикой, словно бы монопольное владение профессиональными тайнами буквально тяготило его и он желал поделиться ими с публикой.

Напомним, что как раз в тот день публика в консерватории была не типично концертная, но больше ученическая, то есть имеющая отношение к музыке. Может быть, дирижер имел это в виду как подходящий случай для начала. Может, это было чистым совпадением. Дальнейшее показало, что Геннадий Рождественский как к посвященным относится ко всякой публике, к так называемой широкой, к рядовым посетителям концертов.

И эта обыкновенная публика уже приготовлена к необыкновенности концертов Геннадия Рождественского. Их отличает сама программа, нарочито контрастная по характеру, включающая в один блок музыку, самую разную по стилям, эпохам, направлениям. Допустим, Шёнберг и Иоганн Штраус-сын, Йозеф Гайдн и молодой, без громкого имени советский композитор. Слушатели уже догадываются, что в этом нарочитом сопоставлении заключена некая идея, некий вызов одновременно и банальному вкусу, и вкусу музыкального сноба. Слушатель оказывается под тройным воздействием: самой музыки, выбора музыки и устного комментария дирижера, делающего понятным и его выбор, и его сиюминутные цели, и цели далеко идущие. Этот комментарий, несмотря на внешнее впечатление спонтанности, обнаруживает и последовательность, и четкость мысли. «Я не только продумываю форму и стиль выступления, — говорит дирижер, — но долго и тщательно к нему готовлюсь».

Имеет смысл на конкретном примере разобраться, в чем заключается принцип подхода Геннадия Рождественского к выявлению сути музыкального произведения. Самой крупной его работой в этом «жанре» является, безусловно, брукнеровский цикл — одиннадцать концертов, посвященных творчеству великого австрийского композитора Антона Брукнера.

На обложке буклета, выпущенного к этим концертам, помещалось шаржированное изображение Брукнера-дирижера — силуэт смешного маленького человечка, стоящего на дирижерском подиуме перед невидимым оркестром. биржа ссылок - купить ссылку для продвижения

ЗАО "УЗЦМ " ©2005-2006
Связаться с вебмастером
fafb03a605a5d54bf54bcd482ac3c035