| ОксидированиеЦвет металлов и сплавов в основном довольно однообразен: преобладают сероватые, серебристые или слегка голубоватые тона. Исключение составляют золото, имеющее насыщенный желтый цвет медь, обладающая характерным красным цветом, сплав никеля и меди, приближающийся по цвету к золоту и, кроме того, латуни и бронзы, окрашенные в желтоватые и зеленоватые тона. Поэтому отделка художественных изделий из металла, в том числе литых изделий, очень часто включает окрашивание поверхности. Придать изделию разнообразные цвета и оттенки позволяет отработка различными химическими составами. При этом на поверхности металла происходит химическая реакция между раствором и металлами. В результате образуются новые химические соединения, которые, как правило, прочно сцеплены с основным металлом и придают изделию тот или иной цвет. Образующиеся соединения в большинстве случаев являются оксидами, поэтому химическую обработку называют оксидированием. Поверхностную пленку на художественных изделиях называют патиной (отсюда название химического тонирования - патинирование). Патина может быть естественной и искусственной . Оксидированию подвергают в основном отливки из мела и сплавов на ее основе. Современную скульптуру и художественные изделия из этих сплавов обрабатывают, как правило, серосодержащими соединениями. Наиболее широко применяют полисульфиды калия, сульфиды натрия и алюминия, которые при достаточно высоких концентрациях растворов образуют темно-коричневые и черные пленки, при низких концентрациях (менее 0,1 %) окрашивают поверхность в золотисто-коричневые тона. Многие искусственные патины неустойчивы в атмосферных условиях, и их обычно покрывают слоем воска, лака, олифы. Но такие органические покрытия недолговечны. Со временем защитная пленка разрушается. Перед патинированием проводят декапирование поверхности - легкое непродолжительное травление слабым травильным раствором (3-5 %-ной концентрации) - в целях удаления оксидных пленок и повышения химической активности поверхности. Подготовленную поверхность отливки чаще всего обрабатывают раствором сульфида аммония или полисульфида калия (серая печень). Получающиеся при этом пленки имеют глубокий цвет. Преимущество сульфидного патинирования состоит в том, что патина образуется на любых медных сплавах. Его недостатками являются декоративное однообразие и сравнительно быстрое изменение цвета покрытия под воздействием внешних факторов. Сульфидное патинирование осуществляется следующими способами: нанесением растворов на холодную или горячую поверхность; обработкой в холодном или горячем растворе; обработкой в газофазовой среде. Искусственные оксидные и оксидно-солевые пленки по составу близки к естественным патинам. Пленки различных оттенков коричневого цвета однослойны и состоят, как и естественные, из оксида меди. Зеленые и голубые патины двухслойны. Внутренний слой в них образован оксидом меди, наружный - основными солями меди. Почти все искусственные патины более тонкие, простые и рыхлые, чем естественная атмосфера патина. Ниже приводятся некоторые патинирующие составы для придания отливкам определенного цвета. Бихромат натрия Na3Cr2O3 - 124 г/л Раствор наносят кистью, через 4-5 часов промывают холодной водой. После высыхания обрабатывают еще 2 раза. Патину полируют сухой ветошью. Золотисто-коричневая патина с малиновой побежалостью Медный купорос CuSO4 * 5H2O- 20 г/л Раствор наносят кистью, через сутки промывают горячей водой, высушивают и повторяют операцию 3-4 раза. Затем полируют сухой ветошью. Патина от темно-коричневого до тепло-черного цвета Персульфат аммония (NH4)2 S2O8 - 9.35 г/л Подогретые изделия погружают в раствор, нагретый до 90-95 oС. Промывают горячей водой, сушат и повторяют обработку 2-3 раза. Устойчивая патина золотистого цвета Сульфат меди CuSO4 - 0,6 г/г Отдельно готовят раствор щелочи и лактозы, затем сливают вместе, кипятят и добавляют раствор сульфата меди. Изделие опускают на 10-15 минут в раствор нагретый до 90 oС. Зеленая двухслойная патина Медный корпус CuSO4 * 5H2O - 50 г/л В раствор медного купороса добавляют раствор аммиака, затем вводят щелочь. В начале обрабатывают 2-3 раза раствором сульфата аммония с промежуточной сушкой, промывкой и осушением. Затем наносят раствор, сделанный выше, дважды в день в течении 4-5 суток с последующей промывкой холодной водой. Образовавшаяся голубая патина преобразуется в зеленую. Темно-оливковая патина ("под старую бронзу") Нитрат меди Cu(NO3)2 - 200 г/л Патина различных цветов Раствор 1 Раствор сливают вместе, нагревают до кипения. Отливку опускают в кипящий раствор. Через несколько секунд начинается окрашивание в следующем порядке: через 5-10 с - тон старого золота, 12-15 с - темно-пурпурный цвет, 16-18 с - фиолетово-пурпурный. 19-22 с - фиолетово-серый, 25с-2мин - серый до черного. Патинирование можно осуществлять электрическим способом. Для получения патины зеленоватых тонов (от серо-зеленой до темно-зеленой) используют раствор следующего состава, г/л: Сульфат меди СuSO4 - 50 Отливка является катодом, аноды медные. Обработка ведется в течении 5-100 мин при плотности тока 0,3-0,5 а/дм2. | ||||||||||||||||||||||
|