Морское образование: не оставлять без внимания

В издательство поступают письма наших читателей с замечаниями и предложениями по совершенствованию морского образования. Так, капитан дальнего плавания А. Панов (Новороссийское пароходство) пишет о том, что его задело за живое интервью «Морское образование на путях перестройки». В нем есть призыв «избавиться от устаревших форм и методов», и в то же время в качестве главных причин аварийности на флоте приводятся такие, как «безответственное, халатное отношение к служебным обязанностям, неумение быстро ориентироваться в сложных ситуациях, благодушие, либерализм по отношению к нарушителям трудовой дисциплины и расхлябанность».


«Это значит, — утверждает автор письма, — нам опять предлагается метод кнута и пряника, который много раз был осужден...» Далее А. Панов пишет, что с помощью запретов, повышенной строгости, угроз нельзя достичь благих целей. Необходимо развивать инициативу, самостоятельность, добиваться понимания каждым решаемой задачи. Совсем без ограничений, конечно, не обойтись, но их должно быть как можно меньше, если мы хотим вырастить нового человека.


Без сомнения, моряков нужно воспитывать, учить быстро ориентироваться в сложных ситуациях, однако в учебных программах, как отмечает А. Панов, нет таких важных предметов, как, например, «Управленческая психология» или «Психология поведения в экстремальных ситуациях». Автор письма предлагает также организовать изучение курса «История мореплавания», поскольку ореол романтики, окружавший ранее морские профессии, тускнеет, уходят из душ моряков «прекрасные порывы», а их место занимают меркантильность, эгоизм, лень и другие далеко не лучшие качества испокон веков не свойственные морякам.


Старший механик судов Азовского пароходства Е. Андреев а своем письме отмечает, что выпускники морских учебных заведений, сразу после их окончания став командирами на судах, по сути дела еще долго остаются учениками, в то время как им необходимы опыт работы на такой должности, знание нормативных документов, умение руководить людьми и пр. Проходя же практику в рядовом составе, таких качеств не обретешь. Только опыт, умение принимать праЬильные решения в критических ситуациях позволят обеспечить безопасность мореплавания.


Старший электромеханик теплохода «Зоя Космодемьянская» Черноморского пароходства В. Мельников пишет, что ни на одном виде транспорта, а также на флоте за рубежом люди, управляющие транспортными средствами (экипаж), не Обременены обязанностями технического обслуживания. У нас же на морякбв возложены такие функции. И тем не менее мы стремимся сравняться с передовыми странами в малочисленности экипажей, хотя известно, что работа «на износ» механизмов и людей ни к чему хорошему не приводит.


Своими предложениями по улучшению качества подготовки судоводителей делится и капитан дальнего плавания В. Степанищев. Он пишет, что негативные явления в этой области — результат упрощения системы образования, которую следует пересмотреть и реорганизовать. Сам статус средних мореходных училищ, программа обучения в них курсантов свели на нет необходимость функционирования этих учебных заведений. Для флота нужны специалисты с высшим образованием. При этом выпускников, скажем, судоводительского факультета нужно направлять на суда в качестве штурманских учеников сроком до 12 мес, но не менее 6 мес. Ведь такой способ стажировки уже существовал в начале 60-х годов, но почему-то был незаслуженно забыт.


В. Степанищев предлагает на период обучения закрепить стажеров за вахтой старшего помощника капитана, которому станут за это доплачивать. Практика должна проходить по специальной программе, в основном опирающейся на обязанности третьего помощника капитана. Должность четвертого помощника капитана целесообразно упразднить, так как его функции в полной мере могут быть возложены на штурманского ученика.


По окончании срока практики, продолжает В. Степанищев, стажер будет направлен в училище, которое он закончил, для сдачи госэкзаменов, но без подготовки дипломного проекта, поскольку это — нерациональная трата времени: за 3—4 мес пребывания на судне будущий специалист приобретает достаточный опыт. После сдачи госэкзаменов выпускнику училища вручается диплом штурмана малого плавания. Дальнейшее повышение звания (штурман дальнего плавания, капитан дальнего плавания) может осуществляться только после квалификационных экзаменов при высшем морском училище, а не в службе мореплавания пароходств. Полезные сайты сети Тор ТОП 10 2019год подборка, мануалы все о темном интернете

ЗАО "УЗЦМ " ©2005-2006
Связаться с вебмастером